Взгляд в прошлое. Двенадцатый Пасхальный: от тюрьмы до филармонии, или Как звонари Сибири фестиваль провели

Источник: http://www.sibzvon.ru/

Христос воскресе!

       Когда несколько лет назад мы с Ларисой Дмитриевной (Л.Д. Благовещенская – кандидат искусствоведения, основатель новосибирской школы звонарей, научный консультант Сибирского центра колокольного искусства Новосибирской митрополии) обсуждали перспективы развития Пасхального фестиваля звонарского искусства Сибири, на повестке дня особо остро стояли два вопроса: будет ли фестиваль пасхальным и какой будет география его проведения. Я предлагал поставить во главу угла Сибирь и проводить фестивали по крупным сибирским городам, пожертвовав пасхальным периодом ради увеличения числа слушателей и зрителей, поскольку даже в это весеннее время у нас часто бывает холодно. Снег и ледяной дождь на нашем пасхальном фестивале – достаточно частое явление. А Лариса Дмитриевна стояла на том, что фестиваль должен быть непременно пасхальным, каким он задумывался, и отступать от этого нельзя.

      В этом году фестиваль был посвящен 300-летию Бердского острога и города Бердска. Мало кто знает этот населенный пункт на карте России, и мы захотели познакомить сибирских звонарей с живой историей Сибири, в которой казаки ставят очередную крепость, укрепляя границы нашего государства. Бердск был затоплен в конце 1950-х, когда в Новосибирске построили ГЭС. Под воду ушли старые улицы, Сретенская церковь, с годами утонула, канула в Лету и людская память… Может, поэтому так важно было пройти по улицам нового Бердска, наполнить их колокольным звоном, чтобы вместе с ударами колокола пробудилась память поколений, чтобы вспомнили люди о былом величии родного города. Такова была идея фестиваля, таков был наш призыв. И на него откликнулись звонари из Иркутска, Красноярска, Томска, Барнаула, Новокузнецка, Кемерово, Омска, Москвы…

 

           XII_Paskhalny_15

Руководитель Сибирского центра колокольного искусства (СЦКИ) Новосибирской митрополии игумен Владимир (Соколов) и научный консультант СЦКИ кандидат искусствоведения Лариса Дмитриевна Благовещенская. Фото Алексея Талашкина. 

Острог

Стартовал фестиваль ещё накануне официального открытия. И начался он, как это ни странно, в остроге. Но не в историческом, а вполне современном – в исправительной колонии № 18. Это учреждение давно стало серьёзной площадкой для просветительской работы с осуждёнными. Проводились там и катехизаторские курсы, и курсы церковного пения, и уроки по иконописи. Екатерина Головизнина, преподаватель курсов звонарей при московском Свято-Даниловом монастыре, уже в шестой раз посетила это скорбное и святое место. Почему скорбное – понятно: режим-то строгий. Почему святое – тоже ясно: храм в честь Владимирской иконы Божией матери; колокольня, которую в прошлом году выстроили на свои средства осуждённые; фрески, которыми украшает храм звонарь-иконописец из числа местной братии; колокола, часть из которых привезена даже из Первопрестольной… Екатерина несколько лет жизни, молитвы, трудов посвятила тому, чтобы обучить осужденных ИК-18 азам колокольного звона. И вот в этих острожных стенах начинается фестиваль звонарей. Уже третий с неофициальной пометкой «среди осуждённых», хотя участвуют в нем не только те, кто отбывает наказание, но и те, кто уже освободился из разных колоний, педагоги, звонари. Мы просто поднимались к колоколам и звонили, славили воскресшего Христа. А с колокольни, если смотреть поверх колючей проволоки, видны и балконы новостроек, на которых собрались слушать звоны местные жители, и тихое золото Оби, по которой сто лет назад отправлялись в Англию гружёные зерном баржи бердского купца Горохова. И снова Бердск…

XII_Paskhalny_8

На колокольне храма в честь Владимирской иконы Божией Матери, ИК-18. Фото Алексея Талашкина.

XII_Paskhalny_10

           Слушатели концерта колокольного звона, ИК-18. Фото Алексея Талашкина.

 

XII_Paskhalny_11

           Николай Русин, звонарь, послушник храма в честь Владимирской иконы Божией Матери, ИК-18. Фото Алексея Талашкина.

 

XII_Paskhalny_12

           Екатерина Головизнина, преподаватель курсов церковных звонарей при московском Свято-Даниловом монастыре. ИК-18. Фото Алексея Талашкина.

XII_Paskhalny_9

           Участники III Фестиваля звонарей среди осуждённых, ИК-18. Фото ГУФСИН России по НСО.

 

Бердск. Есенин. Фестиваль.

Мы собираем малую передвижную звонницу на площади пролетарского писателя Горького. Мало кто знает, что помимо революционных рассказов и повестей, он написал еще и рассказ «Колокол», где главный герой по Божьему промыслу и в наказание за гордыню разбивает на Пасху отлитый на неправедные деньги «свой собственный, личный, главный» благовестник. Свежее утро. Звучит радио. На парк из ретрансляторов льется иностранная музыка, иногда прерывающаяся объявлениями о нашем XII Пасхальном фестивале звонарей. Звонница собрана, пора начинать то, что задумано, на что получено благословение. Бердские звонари Сергей Басманов и Алексей Хряков начинают первый звон, фактически открывают фестиваль. И взлетает эта церковная музыка над площадью, возносится над городом, растворяя иностранные песенки, перенося нас в дальние дали. И кажется, что идут по пощади казаки, ищут то самое место у слияния двух сибирских рек, где потом будет стоять крепость и храм. У звонницы сразу собираются жители Бердска, интересуются, пробуют звонить. Константин Жуков, ученик школы звонарей, рассказывает, что такое колокольный звон, почему мы здесь, помогает звонить желающим. Началось общение, для кого-то эта первая встреча с колоколами может стать судьбоносной – сколько таких заинтересовавшихся приходило потом в звонарскую школу! И мы звоним.

XII_Paskhalny_27

          Звонарь Сретенского храма Алексей Хряков помогает бердчанке звонить в колокола. Фото Александры Ветровой.

 

А в это время на колокольне Преображенского собора идут репетиции вечернего концерта, звонари пробуют инструмент.

Матушка Наталья Жилянина, звонарь, преподаватель Кузбасской Православной Духовной Семинарии, участник XIIПасхального фестиваля звонарского искусства Сибири:

Это репетиция перед концертом. Солнце светит и жарит, но на колокольне свежий ветерок, временами даже чересчур свежий. Раздаются первые удары колокола. Все пришедшие присматриваются друг к другу. Все выглядят знатоками своего дела, а я старательно высматриваю таких же новичков, как я. Первое время чувствую, как каждый звук колокола почти физически ударяет в барабанные перепонки. Особенно страдает то ухо, которое ближе. Поэтому периодически меняю место дислокации. Наконец,  встаю под самый большой колокол. Стало легче. То ли место удачное, то ли уши адаптировались. Замечаю, что многие участники используют заглушки или наушники. Но я не стану так делать. Хочу ощущать все в полную силу.

Как же хорошо все звонят! Как будто всю жизнь здесь звонили. Господи, зачем я вообще сюда пришла? Какой концерт? Я же совсем ничего еще не умею по сравнению с этими уверенными в себе людьми. Стою скромно в сторонке и жду, когда же мне тоже дадут позвонить. И вот этот момент настал. Осторожно пробую зазвонные. Вроде бы ничего особенного. Обычная тройка. С красивыми голосами. Педаль благовестника настолько тяжела, что я почти прыгаю на нее всем своим весом. Но к этому тоже можно привыкнуть. Подзвонных пять. Больше, чем я когда-либо видела. Из них три совсем отказываются отвечать мне. Пытаюсь изобразить что-то, хотя бы отдаленно напоминающее мой звон. Получается неважно и медленно. Разочарованная, вновь стою в сторонке и слушаю других.

А люди подходят и подходят. Их много, и они все по разному звонят, и почти всегда получается сразу и сильно, и красиво, и мелодично, как будто это не репетиция, а уже сам концерт.

Я замечаю явно неуверенную в себе женщину, которая стоит в стороне и все время зажимает уши руками. Потом она становится за пульт и начинает звонить очень тихо и как будто неритмично. Вздыхаю с облегчением. Хоть один человек будет, как и я, участвовать в этом действе впервые. Совершенно замерзнув на ветру, спускаюсь вниз.

Позже мне сказали, что эта женщина — одна из самых опытных преподавателей-звонарей — приехала из Москвы и будет давать мастер-класс... И только тут осенило: настоящий мастер не станет колотить по колоколам, а лишь осторожно тронет верёвки, чтобы потом в трезвоне раскрыть каждый звук.

 Фестивальная программа набирает обороты. В актовом зале Управления образования города Бердска начинается лекция-исследование «Звон и его проявления в творчестве Есенина».  Звучат есенинские звонкие рифмы, всплывают метафоры, рождаются ассоциации. Студенты музыкального колледжа имени Мурова гитарист Александр Перов и дирижёр-хоровик Евгения Агаркова исполнили две песни Елены Фроловой на стихи Есенина. А звонари погрузились в атмосферу особой звонности, присущей слуху Сергея Александровича Есенина, в атмосферу звонов Златой Руси.

  Матушка Наталья Жилянина, звонарь, преподаватель Кузбасской Православной Духовной Семинарии, участник XIIПасхального фестиваля звонарского искусства Сибири:

Самым первым мероприятием фестиваля была концертная программа-исследование «Звон и его проявления в творчестве Сергея Есенина». Главным действующим лицом был Алексей Талашкин. Любой оратор знает, как тяжело удерживать внимание зрителей в течение часа. И здесь ведущий нашел интересное решение этой проблемы. Исследование Алексей Владимирович оставил себе, а вот концертную программу устроили сами зрители, приглашенные по желанию на импровизированную сцену. Они показали несколько сценок. Вот пастух гонит стадо домой, и коровы звенят своими боталами. А вот перекресток, на котором едва не столкнулись свадебная и почтовая тройки, повозка гостей. У всех свой звон. И, конечно, добавили шарма действию романсы на стихи Сергея Есенина, великолепно исполненные под аккомпанемент гитары.

XII-Paskhalny30

           Звон в творчестве Есенина. Афиша лекции-исследования. Фото Алексея Талашкина.

 

И вот, торжественное открытие. После молебна на начало доброго дела во дворе Преображенского кафедрального собора собрались участники фестиваля, бердчане, любители колокольного звона. Настоятель собора протоиерей Василий Бирюков поблагодарил всех собравшихся за труды во славу Божию, за память о старом Бердске.

   Звонили звоны. Детишки пели песни о России, о казаках, о славных победах наших благочестивых предков. И снова трезвоны устремляют к Небу наши сердца, наши мысли. Иркутск, Красноярск, Томск, Новокузнецк, Кемерово, Барнаул, Новоалтайск, Черепаново, Искитим, Кудряши, Мочище, Новосибирск, Бердск... Вся Сибирь собралась на колокольне. Звонов было много, но прекращать не хотелось. И снова, и снова летел колокольный звон к куполам собора и выше, и дальше, и растворялся в золоте заходящего солнца, и покрывал собою всех, кто сидел на лавочках у крыльца, кто вслушивался в эти святые звуки, кто размышлял о чём-то своём...

   А после трапезы началась работа. Мы хотели, чтобы участники фестиваля не просто вдоволь назвонились, но и вернулись домой с новыми силами, новыми знаниями, новыми идеями. Обсуждали дела звонарские дотемна. Устав колокольного звона, сегодняшний концерт, вопросы обучения детей, праздники и фестивали, противостояние электронным звонарям, вопросы обустройства колоколен, методические пособия — за импровизированным круглым столом вопросы возникали один за другим. На что-то ответы находились быстро, на что-то ответить просто невозможно. Пили чай, размышляли, беседовали... Молитва. Так завершился долгий первый день фестиваля.

 XII_Paskhalny_2

          Открытие  XII Пасхального фестиваля звонарского искусства Сибири. Бердский кафедральный Преображенский собор. Фото диакона Сергия Филиппова.

XII_Paskhalny_3

        Наталья Минаева, звонарь красноярского храма во имя святого пророка Иоанна Предтечи на колокольне бердского кафедрального Преображенского собора. Фото диакона Сергия Филиппова.

XII_Paskhalny_4

         Любители колокольного звона. Фото диакона Сергия Филиппова.

XII_Paskhalny_5

           Руководитель Красноряских епархиальных курсов церковных звонарей иерей Алексий Гамолин. Фото диакона Сергия Филиппова.

XII_Paskhalny_14

         Слово игумена Владимира (Соколова). Фото Алексея Талашкина.

XII_Paskhalny_13

        Участники XII Пасхального фестиваля звонарского искусства Сибири. Бердский кафедральный Преображенский собор. Фото диакона Сергия Филиппова.

 

 

Конференция

Научно-практическая конференция «Колокол: из прошлого в будущее» проводится Сибирским центром колокольного искусства Новосибирской митрополии уже в третий раз. Итогом первой конференции стал сборник трудов, надеемся, что и сейчас удастся опубликовать работы участников.

Открыла конференцию Лариса Дмитриевна Благовещенская. Её доклад был посвящен осмыслению русского колокольного звона в его бытовом, ландшафтном и временном звучании по материалам православной литературы.  Кандидат педагогических наук Елена Викторовна Кулёва поделилась итогами своего исследования по теме «Символическое изображение колоколов в иконографии ХVI-XIX в.в.». Иеродиакон Роман (Огрызков), ночью прилетевший из Москвы, раскрыл достаточно узкую, но интересную тему атрибуции колоколов через изучение валиков и поясков в декоре исторических колоколов Центральной России. Преподаватель бердской детской музыкальной школы Людмила Николаевна Андреева подготовила сообщение о том, как ее ученики использовали колокола при исполнении произведений Г.В. Свиридова. Руководитель иркутской школы звонарей поделился своими размышлениями о том, почему в Иркутске в звонари идут в основном женщины. Ученик школы звонарей Константин Жуков представил устройство, позволяющее во время крестного хода  подавать на колокольню сигналы.

Событием фестиваля, безусловно, стал приезд потомков знаменитой тюменской династии колокольных мастеров купцов Гилёвых. Ирина Алексеевна Хвисюк прилетела из Минска, а Наталья Александровна Безрукова приехала из Москвы. И, конечно, мы сердечно благодарим их за такое далёкое путешествие в Сибирь.

 XII_Paskhalny_16

         Доклад Ларисы Дмитриевны Благовещенской. Фото Алексея Талашкина.

XII_Paskhalny_18

Руководитель Даниловского колокольного центра, старший звонарь московского Свято-Данилова монастыря иеродиакон Роман (Огрызков). Фото Алексея Талашкина.

 

Владыка Сергий

В церковной ограде Преображенского собора погребены игумен Пётр (Бирюков),  архимандрит Макарий (Реморов) и епископ Сергий (Соколов). Усилиями энтузиастов и попечением протоиерея Василия Бирюкова в 2008 году сюда же удалось перезахоронить останки купца Владимира Александровича Горохова. 

Отец Василий, зная, что иеродиакон Роман был лично знаком с владыкой Сергием, предложил отслужить литию.

Иеродиакон Роман (Огрызков), старший звонарь московского Свято-Данилова монастыря: Поездка на фестиваль в Новосибирск и Бердск этой весной принесла радугу свежих теплых впечатлений, горящих теперь огонечком лампады в сердце…

Первый раз посетил Бердск и познакомился с новыми удивительными людьми, наблюдение за каждым шагом которых весьма назидательно. Таков был отец Василий Бирюков – светлый смиренный пастырь, который более своим кротким примером и поведением, чем премудростью словес учит прихожан подражать Христу. Запомнился безыскусный, но очень теплый прием, любвеобильная забота организаторов, лития на могиле владыки Сергия (Соколова), оригинальное окончание фестиваля на берегу Оби, у костра.

Особые воспоминания навеяла лития на могиле владыки. Мне довелось знать его достаточно коротко, но след он оставил в памяти яркий. В 1994-95 годах, когда я учился на третьем, а потом на четвёртом курсе Семинарии, он был архимандритом, инспектором и преподавателем Московской Духовной Академии. Я и все мои сверстники очень ценили владыку за редкие черты характера, сильно отличающиеся от портрета среднестатистического чиновника или преподавателя Системы, — так мы между собой называли администрацию и по-армейски жёсткий уклад жизни нашей alma mater.

Образ отца Сергия всегда был овеян возвышенностью и какой-то внутренней свободой, которой он не боялся делиться с окружающими. Нередко можно было застать его молящимся в алтаре академического храма или посещающим с прочими учащимися вечерние молитвы в храме. В Великий пост только он из всех начальствующих имел обыкновение исполнять соло «Да исправится…». Он лишь по внешности казался строгим, но все знали, что он никогда не был жёсток или безразличен к воспитанникам духовных школ. У него не было боязни сделать под свою ответственность  что-то не так, не по правилу, тогда как общепринятым считалось поведение в стиле чеховского «человека в футляре». За это качество его очень уважали. Хорошо характеризует его один случай. Как инспектору, ему было поручено способствовать определению с выбором дальнейшего жизненного пути воспитанников и студентов. Неоднократно случалось, что учащийся, окончив духовную школу, вопреки ожиданиям возвращался на родное место холостым «пиджачником», а не священнослужителем. Иногда же выпускник и вовсе исчезал после получения диплома богослова. Поэтому наши начальствующие часто напоминали нам об ответственности своевременного выбора: женитьба или монашество. Владыка вышел из положения оригинально: он не без юмора в конце учебного года объявил старшекурсникам, что отпустит отдыхать на все лето (а это была несбыточная мечта для многих) того из них, кто вернется с каникул женатым! Самое интересное, что я хорошо помню как минимум одного человека, который успешно воспользовался этой акцией. Особенное восхищение вызывал он как лектор. У него был свой курс Ветхого Завета, который и нам прочитывался. Помню, как все любили этот предмет. Отец Сергий с каким-то пламенным увлечением, как в первый раз, рассказывал нам про свой опыт усвоения Священного Писания.

Получилось так, что владыка обратил на меня внимание во время моей первой проповеди, которую я говорил на вечерних молитвах в феврале 1995 года. Она была об удалении от мирской суеты и отцу Сергию, по-видимому, понравилась. Он подозвал меня к себе в алтаре, тепло поблагодарил и спросил, как меня зовут. Позднее, летом 1995 года, он вызвал меня в кабинет и попросил подробно рассказать о себе. После этого мне стало известно, что готовится замена для ряда патриарших иподиаконов и меня отец инспектор указал в списке. По ходатайству моих добрых знакомых в Патриархии, меня не стали привлекать к этому послушанию, высокая ответственность которого казалась мне непосильной. Осенью отец Сергий стал готовиться к епископской хиротонии, в Академии его уже сложно было застать. Однако след, который он оставил в душах нас, учащихся, светел и теперь. Вечная ему память!

А на гранитном могильном кресте выбито «Христос воскресе!». Значит, сам владыка поздравляет нас с Праздником праздников, с Торжеством из торжеств.

XII_Paskhalny_6

         У могилы Преосвященного Сергия, епископа Новосибирского и Бердского. Протоиерей Василий Бирюков и иеродиакон Роман (Огрызков). Фото Александра Власова.

 

Потом была экскурсия по Бердску. Звонари поднялись на колокольню новой Сретенской церкви, посетили место строительства Богоявленского храма, посетили краеведческий музей. А закончился вечер у реки. Уха и плов, баня и костёр, пение и звоны. Там, на берегу Оби, у Бердского острова, мы вплотную приблизились к месту, где когда-то стояла каменная Сретенская церковь, где звучали бердские колокола. И мы отвечали всем бердчанам, упокоившимся на старом сретенском погосте, своими звонами через десятилетия колокольной тишины. И в этом тоже ощущалась вечная победоносная Пасха, и снова колокола вели нас к бескрайнему Небу.

XII_Paskhalny_26

         На строительстве комплекса "Бердский острог". Фото Александра Бекетова.

 

XII_Paskhalny_23

        Под куполами Богоявленского храма. Звонари Алексей Хряков, иеродиакон Роман (Огрызков), Сергей Басманов. Фото Александра Власова.

XII_Paskhalny_19

         Протоиерей Василий Бирюков рассказывает о старом Бердске. Фото Алексея Талашкина.

 

XII_Paskhalny_22

         Организаторы фестиваля награждают иеродиакона Романа (Огрызкова). Фото студии Черевник.

 

XII_Paskhalny_20

         Костёр у Оби. Фото студии Черевник.

XII_Paskhalny_21

Екатерина Головизнина проводит ночной мастер-класс. Фото Алексея Талашкина.

          

Мастер-классы

Отвечая на запросы звонарей, выявленные в самом начале фестиваля с помощью анкеты, мы постарались так организовать мастер-классы приглашенных из Москвы специалистов, чтобы дать сибирякам как можно больше ответов.

  Матушка Наталья Жилянина, звонарь, преподаватель Кузбасской Православной Духовной Семинарии, участник XIIПасхального фестиваля звонарского искусства Сибири:

 

Огромное впечатление произвели мастер-классы. Приятно, что удалось охватить  теоретические вопросы, касающиеся устава колокольного звона, а также посмотреть, как звонят профессионалы и даже чему-то научиться.

   Иеродиакон Роман (Огрызков) поднял интересную и проблемную тему современного восприятия приходских традиций и выразил мысль о том, что если на приходе звонили так пять лет назад — это еще не является традицией. Важно вдумчиво и аргументированно выбирать, что сохранять, а что нет. Много сейчас в приходской жизни такого, что уже признается традиционным, не имея для этого веских оснований.

   Вопросы техники звона, которым также уделялось внимание на мастер-классе, были и остаются в настоящее время очень актуальными. Екатерина Николаевна Головизнина говорила, как она сама выразилась, «о культуре звона»: о том, как, с какими чувствами и каким образом нужно прикасаться к колоколам, чтобы получить звон, а не шум.

    На фестивале было много молодых звонарей, которые только начали постигать это боговдохновенное искусство. Уже освоены многие ритмические рисунки, руки обрели уверенность, есть минимальный опыт звона в небольшом городском или сельском храме. И для этих людей очень важно было осознать, в каком направлении двигаться дальше, как достигать и постигать совершенство, предела которому нет. Обо всем этом, и о многом другом также говорили мэтры на мастер-классах.

   Филармония

   Закрыть, запечатать XII Пасхальный фестиваль звонарского искусства Сибири мы решили филармоническим концертом из цикла «Звоны России». В шестнадцатый раз прозвучал он в Новосибирской государственной филармонии, на этот раз в Камерном зале. Старший звонарь московского Свято-Данилова монастыря иеродиакон Роман (Огрызков) открыл концерт праздничным трезвоном. И снова публика услышала ряд премьер, и снова из тишины родился традиционный «Вечерний звон» в финале. На этот раз тихий, осторожный, почти акварельный вечер возник в воображении слушателей во многом благодаря аранжировке Сергея Руднева, исполненной Александром Перовым. 

Уникальный концерт уже более чем десятилетнего цикла, по какому-то неведомому, даже безумному стечению обстоятельств оказавшийся на грани закрытия, прозвучал, прозвенел и, как и подобает живому истинному великому искусству, истончился, исчез, истаял, навсегда запечатлевшись лишь в памяти и сознании слушателей, музыкантов, артистов.  И никогда уже не получится снова войти в эту атмосферу, и невозможно будет испить эту русскую колокольную музыку, не помогут этому никакие даже самые качественные записи. Надо быть в зале, чтобы слышать эти голоса, надо видеть своими глазами движения дирижёра и блеск колоколов в свете рампы, ловить паузы и созвучия, возноситься вслед за музыкой, идти по дороге, которой прошли русские композиторы, пытаясь расслышать те далёкие, наверное, уже исчезнувшие и зовущие нас колокола.

XII_Paskhalny_25

         В фойе Камерного зала Новосибирской государственной филармонии. Потомки тюменской династии колокольных мастеров Гилёвых и гости из Музейного комплекса "Старина Сибирская" (с. Большеречье, Омская область) на выставке "Литъ в заводе Гилёва". Фото Алексея Хрякова.

XII-Paskhalny29 

         Звонарь Татьяна Липкина ждёт сигнала дирижёра, чтобы начать трезвон. "Звоны России". Фото Алексея Талашкина.

 

Зачем нужен фестиваль

Концерт окончен. Растаяли последние ноты. Публика разошлась. Звонари собрались в маленьком зале на втором этаже филармонии. Каждого уже зовет дорога домой, неотложные дела, которые всё-таки удалось отложить на несколько дней. Но все пока ещё здесь. Руководитель Сибирского центра колокольного искусства игумен Владимир (Соколов) ещё раз благодарит Ларису Дмитриевну за концерт, Камерный хор и его дирижёра, народного артиста России Игоря Викторовича Юдина за блестящее исполнение, и всех звонарей за их труды во славу Божию. Садимся в круг, нужно обменяться впечатлениями. И до фестиваля, и после его окончания я всё думал: «Зачем он нужен? Кому?» Не в том смысле, что пора его закрыть, а как сделать его лучше, как ответить на запросы звонарей-новичков, как организовать, чтобы даже самым опытным звонарям тоже было что зачерпнуть в свой колодец знаний и было чем напоить других, менее опытных коллег-собратьев.

Границы фестиваля прозрачны. Официальные 22-24 мая были главной вешкой, обязательным временным ориентиром. И печально, что не все, к сожалению, это осознали, уехав раньше намеченного нами времени. Мы ведь выстраиваем программу, хотим, чтобы участники вкусили её в полноте. Но и до начала фестиваля, и после его завершения стало понятно, что рвётся он из этих границ. И III Фестиваль звонарей среди осуждённых 21 мая, и встречи с потомками Гилёвых и дополнительная экскурсия в фойе филармонии 25-го – тому подтверждение. 

Кому нужен фестиваль? Вопрос, может быть, странный. Это всё равно, что спросить: «Кому нужен колокольный звон?». Как в звонарской молитве сказано, как следует из самой сути звонарского послушания – он нужен и живым, и усопшим, и Земле, и Небу. Наши трезвоны слышали бердчане – верующие и невоцерковлённые, ищущие Бога и пока не задумывающиеся о самых главных вопросах жизни. Наши звоны летели в пространство и время, их слышали и безымянные казачки – строители острога, и бердский благодетель, купец первой гильдии Владимир Александрович Горохов, и епископ Новосибирский и Бердский Сергий (Соколов), и новопреставленная отроковица Надежда Самойлова, в память о молитвенном упокоении которой звонари Сибири звонили погребальный звон.

Фестиваль нужен нам всем. А как же ещё всем нам, звонарям, священникам, кампанологам, специалистам и неспециалистам попытаться восстановить то, что было запрещено, закрыто, забыто и утрачено? Как же ещё отдать дань памяти и выразить свою благодарность нашим предкам, славившим воскресшего Спасителя? Как ещё войти нам в пространство современного города, вечно суетящегося, мчащегося без разума, не успевающего остановиться и поклониться кресту и звону? Может, через такой фестиваль? И права, права Лариса Дмитриевна, он обязательно должен быть пасхальным. Христос воскресе!

Алексей Талашкин,

Заместитель руководителя Сибирского центра колокольного искусства Новосибирской митрополии, член Союза журналистов России.   

XII-Paskhalny-28

Сибирский центр колококльного искусства Новосибирской митрополии сердечно благодарит приход Преображенского кафедрального собора и приход храма в честь Сретения Господня города Бердска в лице их настоятелей протоиерея Василия Бирюкова и протоиерея Сергия Рогова, бердскую Православную гимназию во имя преподобного Серафима Саровского в лице её директора Ольги Владимировны Богдан, а также администрацию города Бердска и лично начальника бердского Отдела культуры Марину Анатольевну Рехтину за попечение и помощь в проведении XII Пасхального фестиваля звонарского искусства Сибири.